Награда:
Гео́ргиевская ле́нта — двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, Георгиевской медали.
Лента с незначительными изменениями вошла в советскую наградную систему под названием «Гвардейской ленты» как особого знака отличия. В период СССР гвардейская лента использовалась при оформлении колодки ордена Славы и медали «За победу над Германией». Кроме того, изображение гвардейской ленты размещалось на знамёнах гвардейских войсковых частей и кораблей.
Цвета ленты — чёрный и желто-оранжевый — означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.
Память:
«Гео́ргиевская ле́нточка» — общественная акция, посвящённая празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, проходящая в России с 2005 года, а так же с 2006 года в Севастополе и Одессе. С тех пор акция стала традиционной и проводится ежегодно с 24 апреля по 12 мая. Организаторами акция позиционируется как «некоммерческая и неполитическая».
Ленточка, распространяемая в рамках акции, является репликой традиционного биколора Георгиевской ленты, относится к категории так называемых символических ленточек, не является наградой или геральдическим символом. В соответствии с правилами инициаторов акции не допускается использование «Георгиевской ленточки» в политических целях любыми партиями или движениями. Акция проходит под лозунгами «Я помню, я горжусь!» и «Повяжи, если помнишь!».
В канун празднования дня Победы и дни проведения акции каждый участник надевал себе на лацкан одежды, руку, сумку или антенну автомобиля «Георгиевскую ленточку» в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Второй мировой войны. Акцию «Георгиевская ленточка» благословил Патриарх Всея Руси Алексей II.
Акцию придумала к 60-летию Победы руководитель проекта «Наша Победа. День за днем» Наталья Лосева, директор интернет-проектов агентства «РИА Новости». Организаторами акции являются «РИА Новости» и РООСПМ «Студенческая община». Регламент использования георгиевских ленточек определяется «Кодексом „Георгиевской ленточки“», состоящим из 10 пунктов. Акция финансируется государством, органами местного самоуправления, а также коммерческими и иными организациями. По идее инициаторов акции ленточка должна распространяться бесплатно.
В акции «Георгиевская ленточка» принимают участие жители многих стран мира (в том числе, по словам организаторов, Франции, США, Китая, Великобритании и др.). «Георгиевская ленточка» стала традицией и неотъемлемой частью празднования Дня Победы. Многие дети плохо информированы, что такое День победы, и для 15-20 летних Георгиевская ленточка — ещё одно напоминание, какой ценой для них завоёвана победа.
Ленты стали символом общенародного уважения к воинам-победителям, Великой Победы, Великого Подвига, знаком примирения и объединения поколений.
Высказываются мнения, что в последнее время акция организуется «сверху» и превращена в «пропутинский флэшмоб прокремлёвских движений и партий», в связи чем вызвал бойкот со стороны определённой части российского общества.
Достаточно часто в регионах России организатором акции на местном уровне являются политические молодёжные движения «Молодая гвардия» и «Наши», а также Единая Россия при том, что ленточку запрещено использовать в политических целях по Кодексу акции.
Руководитель поискового объединения «Сыны России» В. М. Ликунов считает, что ленточка используется как «дешёвый пиар». Российский поэт и публицист Л. С. Рубинштейн видит в ленточках «попытку бюрократизации человеческой памяти», сходясь во мнении с журналистом радиостанции «Эхо Москвы» Е. Киселёвым: ленточки «к настоящей памяти о войне […] никакого отношения не имеют, они просто пропитаны фальшью».
По словам другого сотрудника радиостанции «Эхо Москвы», журналиста А. Плющева,
сначала он одобрял эту акцию, затем его мнение изменилось: «Это была
замечательная инициатива „снизу“, но как у нас часто бывает всё, что
попало в административные руки или клещи, превратилось в попсу. И
административную машину не остановить. Акция стала скучной, лезущей изо
всех дыр, надоедливой и пошлой…» Акцию против Георгиевской ленточки
Плющев считает не менее идиотичной.
«Акция „Георгиевская ленточка“ из прекрасной инициативы снизу […]
окончательно превратилась в обычную бездарную советскую показуху.» Для агитации ношения ленточки даже используют спам.
У журналиста интернет-издания «Ежедневный журнал» А. Мухана
имеет место негативное отношение не к ленточке как таковой, а к тому,
от кого проистекает идея этих ленточек (то есть российской власти), так
как «сейчас они уже стали частью государственного пиара с пафосной
информационной поддержкой в теленовостях и организационно-финансовой со
стороны региональных администраций».
«Как всегда у нас бывает хорошую идею превратили почти в официоз, — считает обозреватель радио „Эхо Москвы“ А. Н. Кравченко
(известный под псевдонимом Антон Орехъ) — Чиновники теперь и ленточки
надели, чтобы попозировать перед камерами. 3 года назад инициатива
пошла от народа и порыв был искренним, а сейчас — нет».
Армен Гаспарян считает что деньги, потраченные на изготовление свыше
30 миллионов ленточек, могли бы пойти ветеранам, которые и добыли ту
Победу.
Акция вызвала широкое распространение данного символа и его неоднозначные использования, некоторые из которых критикуются.
По информации радиостанции «Эхо Москвы» ленточка используется как
дополнение к этикетке на бутылках водки. Её вешают на грузинский
коньяк, на ценники, на собак, на старые немецкие машины. Оформляют в её
цветах витрины стриптиз-клуба и туалетные кабинки.
Компания СУП
сообщает, что «Сторонники акции крепят ленточки не только к одежде, но
и к аватарам на форумах и размещают на рабочих столах компьютеров. В ЖЖ (блогах)
можно встретить как сторонников, так и противников акции». Противники
акции отказываются участвовать в «кремлевских флешмобах», а также видят
неуважение к ветеранам в использовании незаслужившими людьми орденского
символа. Рядовые блоггеры вывели общий комментарий по этому вопросу:
«Дайте деньги, потраченные на никчемные акции, ветеранам и
пенсионерам — они им нужнее, чем ленточки на обвисших грудях бухих по
случаю праздника старшеклассниц».
В связи со всеми этими событиями, в сети Интернет появился сайт za-lentu.ru, авторы которого наглядно привели доказательства некорректного использования данного символа. материал взят с Википедии
|